Команда " Москва и немосквичи"
 
Устав команды МиН
2 Командный турнир. ВЫСШАЯ ЛИГА
Мушкетерский турнир
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ И СУПЕРКУБОК iGAME 2004-2005
Турнир М.И. Чигорин - 155
Внутрикомандный турнир
2 Внутрикомандный турнир
Статьи игрока Лисичка
Шахматные афоризмы
Шахматные истории
стихи о шахматах
шахматные анекдоты
Гостевая
Счетчик посещений сайта moscowinemoscow.boxmail.biz
GISMETEO.RU: погода в г. Волгоград

Рейтинг@Mail.ru

                  Домашний компьютер и шахматы 
                                     

Шахматы - древняя и популярная игра. В нее играют миллиарды людей практически во всех странах. Правила классических шахмат едины, поэтому их язык понятен всем, независимо от национальности, вероисповедания, расовой принадлежности, образования, возраста. Во время игры нет необходимости 'разговоры разговаривать'. Шахматист имеет право хранить молчание. По правилам, обратиться к сопернику (непосредственно или через судью) можно в двух случаях: предложить ничью или признать свое поражение.

Кроме того, существующие нотации позволяют вести запись партии. Мы можем анализировать партии, сыгранные великими мастерами прошлого, вести архив своих партий и просматривать партии потенциальных соперников и т.п.

Не стоит спорить о том, что такое шахматы: спорт, наука или искусство. Все зависит от того, какая составляющая доминирует в данной конкретной ситуации. Во время проведения турнира для шахматистов важен спортивный результат. Анализ партий, разработка шахматных программ, работа над композициями - это творчество, вектор которого направлен в сторону научной деятельности. Прекрасные шедевры, созданные талантливыми шахматистами сродни произведениям искусства.

Шахматы можно разделить на две категории: реальные и заочные.

Реальные шахматы - это доска с фигурами, конкретный соперник, зрительская аудитория, жесткий временной контроль. Здесь существует строгая пирамидальная иерархическая структура. На вершине пирамиды восседают гроссмейстеры, основание составляет многочисленная армия любителей. Для того, чтобы подняться на вершину, нужно иметь талант и много трудиться на протяжении нескольких лет. Кроме того, не каждый может стать гроссмейстером. Как и в любом другом виде творческих профессий здесь нужен особый талант. Каждый шахматист, рано или поздно, достигает, в соответствии с 'Принципом Питера', уровня своей некомпетенции. Например, хороший КМС, занимавший первые места в турнирах своего уровня, может выполнить норму мастера, но в турнирах с участием мастеров, будет выступать неудачно.

Результат партии между гроссмейстером и перворазрядником предсказуем на 99%, как между боксерами тяжелого и легкого веса. Вероятность того, что гроссмейстер проиграет любителю, ничтожно мала. Такое событие может иметь место только под воздействием неблагоприятных внешних факторов, которые существенно повлияют на адекватное восприятие действительности: болезнь, опьянение, психологическая травма и т.п.

Нередки примеры, когда отдельные способные ученики начинают выигрывать контрольные партии у своего тренера. Почему это происходит? Может они превзошли учителя по уровню знаний или лучше него освоили стратегические принципы и тактические приемы шахматной борьбы? Отнюдь. Теорию тренер знает лучше. Дело в том, что у каждого человека мыслительные процессы протекают по-разному. Сила игры шахматиста во многом зависит от того, какое количество интегральных единиц информации может содержать одновременно его кратковременная память. К сожалению, эта способность врожденная и развить ее с помощью тренировок невозможно.

Проще говоря, лучше играет тот, кто может просчитывать варианты на большее число ходов. Про слабого игрока говорят: 'Он видит только на один ход вперед'.

Вывод: в реальной жизни подняться на вершину шахматного Олимпа могут только избранные. А можно ли подняться выше планки, установленной самой Природой? Можно, если иметь домашний компьютер. 

8.1. Шахматные программы

Надо сразу оговориться, что эти игровые программы никаких негативных последствий иметь не могут, по определению. Среди самых ярых противников компьютерных игр вряд ли найдется такой, который может привести обоснованные аргументы против их использования. 

Первые шахматные программы, которые играли выше уровня любителя, появились на ранних компьютерах линейки IBM. Одна из таких программ ChessMaster-2000 (2000 - это не год). Для того, чтобы выиграть партию у этой программы, даже перворазряднику приходилось основательно попотеть.

Сегодня есть различные шахматные программы. Лучшие из них Fritz8, Chess Tiger 14, ChessMaster-9000 

Современные компьютерные шахматные программы - это не просто игрушки, а многофункциональная комплексная система. Организационная структура у всех программ одинакова. Русскоязычная версия CM-9000, на мой взгляд, наиболее удобная в использовании и может быть полезна шахматистам любой квалификации.

Программа имеет игровое поле, которое можно настроить на любой вкус. Имеется большой выбор досок и наборов фигур. Окна можно открывать и закрывать по мере необходимости.

Положим, что пользователь не имеет представления о правилах шахматной игры. Ему достаточно установить программу СМ на домашний компьютер, и он не только познает основы шахматной игры, но может научиться играть довольно прилично.

Волшебным образом ничего не делается. Это только в кино бравые мушкетеры, впервые увидев шахматы, выигрывают у кардиналов. В жизни так не бывает. Для того чтобы достичь чего-либо, надо много трудиться. СМ поможет сделать процесс повышения квалификации шахматиста более интенсивным.

Начинать надо с 'Детской комнаты'. В режиме обучения программа расскажет и покажет, как перемещаются фигуры, их сильные и слабые стороны. Освоив азы можно переходить к упражнениям. Каждое упражнение содержит десять заданий, которые надо выполнить. Программа ведет досье на каждого игрока, где фиксируется даже время, за которое начинающий шахматист выполняет упражнение.

Следующая ступенька - это 'Учебный класс'. Упражнения здесь более сложные. На заключительном этапе демонстрируются партии знаменитых гроссмейстеров, причем предлагается найти ход, который сделал победитель. Задаются дополнительные вопросы по теории. 

Когда пользователь решит, что его подготовка достаточна для игры с другими шахматистами, есть смысл начать играть 'Рейтинговые игры'.

Для этого нужно зайти в комнату 'Турнир'.

Первоначальный рейтинг для всех - 2200. Можно выбрать игрока из списка или поручить это сделать компьютеру. Положим, мы сами выбрали игрока. Это Бак с рейтингом 2286. В случае победы наш рейтинг увеличится на +486, поражение уменьшит рейтинг на -314, ничья тоже нам на пользу, поскольку у Бака рейтинг выше +86.

А дальше дело техники. При выборе соперника нужно учитывать, что рейтинги отражают силу игрока. Легче выиграть у шахматиста с меньшим рейтингом, но тогда в случае выигрыша наш коэффициент увеличится на меньшую величину, а в случае ничейного результата или поражения уменьшится, причем на большую величину.

Следующий этап - турниры. Выбрав тип турнира (круговая или швейцарская система) и игроков, можно стать участником турнира. В турнирах важен не только результат отдельной партии. Здесь важно, какое место будет у нас после подведения итогов.

Конечно, играть с программой в автономном режиме полезно, но не так интересно как с другими шахматистами, но где их найти? Это легко сделать в Интернете.

8.2. Заочные шахматы - игра по переписке

Как уже говорилось, в реальной жизни успешная игра зависит не только от уровня квалификации шахматиста, его физического и психического состояния, но и от различных внешних воздействий. Кроме того, временной фактор играет далеко не последнюю роль. Причем нужно учитывать, как и абсолютное временное значение (время начала партии), так и относительное, оговоренное регламентом (время, отведенное на партию). Такие шахматы можно назвать практическими.

Заочные шахматы - это шахматы для аналитиков. Шахматист-аналитик, имеющий скромные результаты в практических шахматах может проявить себя в заочных соревнованиях и на равных бороться с игроками высшей квалификации. Почему?

Все очень просто. Во-первых, абсолютное значение времени можно не учитывать - нет необходимости выходить из дома и куда-то торопиться. Во-вторых, регламентами предоставляется достаточно времени для того, чтобы в случае необходимости потратить на анализ позиции и обдумывания очередного хода несколько дней, недель или даже месяцев. В-третьих, можно пользоваться литературой, консультироваться с друзьями, использовать шахматные программы. В-четвертых, самочувствие и внешние факторы на игру влияние не оказывают, поскольку анализ и отправку очередного хода всегда можно отложить до лучших времен.

Вывод: если в практической игре решающее значение имеют способности шахматиста, то в заочной - работоспособность и аналитические способности. Просто надо трудиться.

Заочные шахматы можно разделить на два вида: игра по переписке и партии, играемые на серверах.

В свою очередь, играть по переписке можно с использованием различных способов передачи информации. Раньше ходы пересылали по почте, в конвертах. Этот способ используется до сих пор, но он отошел на второй план, уступив место электронным сообщениям. Играть по переписке, используя E-mail быстрее, удобнее, дешевле, а, с некоторых пор, и безопаснее.

По переписке проводятся турниры самых различных уровней, от любительских до мировых. По большому счету, каждый, имеющий доступ к электронной почте может стать Чемпионом мира или обладателем Кубка ИКЧФ (www.iccf.com). Что для этого надо? Подать заявку и оплатить турнирный взнос (небольшой). После того, как турнир будет сформирован, судья высылает участникам стартовый лист. В стартовом листе будет информация по данному турниру и адреса участников. Шахматисты, играющие белыми фигурами, высылают первый ход соперникам. Все партии играются одновременно.

Для новичков, не имеющих опыт игры по переписке можно рекомендовать сайт www.iecg.org (IECG - International Email Chess Group). Во-первых, там все бесплатно. Во-вторых, с шахматистами, не имеющими опыта игры, проводятся занятия и тренировочные партии. Для этого имеется специальный штат консультантов. Консультант прикрепляется к конкретному игроку от начала до конца подготовки. Опытным шахматистам предлагают выполнить испытательное задание и после этого они могут участвовать в любых турнирах. Турниры имеют категории, в которые формируются в зависимости от квалификации шахматистов.

В турнирах по переписке надо пересылать ходы с использованием специальных форм сообщений. Кроме того, надо вести на своем компьютере хронометраж: учет времени на обдумывание, свое и соперников; фиксировать и отслеживать дату отправки и получения всех сообщений. Шахматисты, которые это не делают, могут попасть в затруднительные ситуации и к ним могут быть применены санкции: от поражения в отдельной партии, до исключения из турнира.

Последнее время популярным становится другое направление заочных шахмат - игра на сервере.

8.3. Заочные шахматы - игра на сервере

Игры на сервере можно разделить на два подвида: в режиме on-line и с возможностью делать ходы в любое удобное время. Режим on-line имеет ряд неудобств: Надо постоянно находиться в сети; время на партию ограничено, как в реале. Это можно сравнить с блицем. В дальнейшем речь об игре в режиме on-line вестись не будет, а познакомиться с ее возможностями можно на сайте www.shahmaty21.com.

В Рунете, пока, нет сайтов, где организуются и проводятся официальные квалификационные турниры. Надеюсь (и не безосновательно), что в скором времени этот пробел будет ликвидирован. Об открытии новых проектов читатели смогут узнать на сайте www.homepc04.front.ru или в рассылке content.mail.ru/pages/p_14806.html.

Справедливости ради, надо отметить, что есть два-три русскоязычных сайта, где неплохо организована игра на сервере для любителей. Я с удовольствием играю на сайте igame.ru. Это хорошая тренировочная площадка для подготовки к серьезным турнирам и повышения квалификации. 

Играть на сервере удобно, не надо вести никакой 'бухгалтерии', все это делается автоматически.

На мой взгляд, лучшим подобным проектом в Интернете является сайт www.chessfriend.com. Reimund Lutzenberger, руководитель 'Сhessfriend' любезно согласился на публикацию материалов этого проекта на сайте www.homepc04.front.ru, и книге 'Домашний компьютер'. Я ему за это премного благодарен.

Для многих пользователей Рунета серьезным препятствием является языковой барьер. На самом деле достаточно установить программу-переводчик и можно работать с большинством англоязычных сайтов. Желательно установить Prompt, но можно обойтись и Magic Gooddy. На chessfriend.com второй язык немецкий, и все сообщения приходят на двух языках. Ниже приведены рекомендации и инструкции. Если их выполнять, то каждый шахматист сможет зарегистрироваться, стать участником турнира и играть на этом сайте. Главное начать.

Некоторые начинают с регистрации. Это неправильно. Надо внимательно ознакомиться с правилами игры на сервере. Некоторые путают их с правилами шахматной игры, поэтому не считают нужным их читать. Да и вообще, мы не любим читать правила и инструкции. Купив какой-либо бытовой прибор, машину или механизм, многие сразу его включают, даже не заглянув в инструкцию. Как включается тот или иной режим узнаем с помощью 'научного тыка'. В результате такой эксплуатации, агрегат, порой начинает делать такие вещи, о которых даже не подозревали его создатели, но чаще всего такое обращение приводит к поломке механизма.

Как бы этого не хотелось, надо заставить себя прочитать и уяснить правила и лишь после этого перейти к регистрации.    

Зайдите на сайт и кликните по 'register'. Откроется страница с регистрационной формой, после этого можно отключиться и аккуратно заполнить все поля. Можно зарегистрироваться под псевдонимом, но лучше вводить достоверные данные, тогда в будущем не будет проблем. Например, нельзя получить денежный приз на вымышленное имя. Звездочками отмечены поля, которые заполнять не обязательно и при первой регистрации их можно проигнорировать. Восполнить пробелы можно потом.

Итак, начнем. Помните, что русский регистр использовать нельзя.

Address: выбрать из списка. Mr. - мужчина, Mrs. - женщина.

Forename: имя, точно такое как в паспорте.

Surname: фамилия.

Date of birth: дата рождения в американском формате мм/дд/гггг

Street: почтовый адрес. Например: Turgeneva Street, 43/1-56 (дом, корпус, квартира).

Postal code: шестизначный код почтового отделения.

City: город.

Country: страна. Выбрать из списка.

E-mail address 1: адрес электронной почты.

I want to: надо определиться со статусом. Лучше поставить флажок напротив 'play CFC single tournaments only (e.g. CFC Gold or CFC Cup, no membership fee)'. В этом случае можно будет играть бесплатно, и участвовать в отдельных турнирах с денежными призами.

Which CFC tournaments do you want to play? Please choose: выбор турниров. Можно выбрать все, где турнирный взнос платить не надо (no entry fee).

Форму расчетов указывать не обязательно. Это можно согласовать потом.

Where did you hear about CFC? От кого Вы узнали об этом сайте? Можно указать адрес демонстрационного сайта, www.homepc04.front.ru.

Has someone refered us? Who? Кто именно? Alexey Makeyev.  

Chessfriend partners. Можно оставить флажок в поле Yes. Это скидки при покупках. 

Password и Repeat password: ввести пароль. Два раза.

Кликнуть по кнопке завершения регистрации.

После завершения регистрации, практически сразу придет сообщение, что регистрация прошла успешно, а в течение 24 часов будет выслан логин и пароль для входа в персональный раздел участника.

После входа по логину и паролю открывается страница 'Messages'.

Для того чтобы стать участником какого-либо состязания надо перейти на страницу 'Tournament Entry'. На этой страннице приведен большой список самых разнообразных турниров. Не следует сразу включаться в турниры с денежными призами (от 60 до 2000 Euro), а лучше начать шахматную карьеру с 'CFC Cup 2004 round 1 (no entry fee) Startdate: once tournament is complete'. После того, как выбор будет сделан, придет сообщение по E-mail о включении вас в список участников турнира. Комплектование соревнований можно наблюдать на странице 'Waiting Lists'. После того, как турнир будет укомплектован, участникам высылается стартовый лист, а на странице 'Messages' появятся сообщения, ссылки с которых (show) ведут на игровые страницы, где нужно сделать ход. Вот и все. Можно приступать к игре.

Чтобы сделать ход надо перейти по ссылке на игровую страницу (см. Рис.8.3.). Пример взят из конкретной партии, где я играю белыми фигурами. Мой противник Stephen Cade из Мексики. 

 
Рис. 8.3. Фрагмент игровой страницы. Шаг 1.

Каждая партия показывается на отдельной странице. Одновременно можно открыть несколько игровых страниц и выйти из сети. Время сессии здесь не ограничено, поэтому думать можно сколько угодно. После окончания анализа нужно подключиться к Интернету и сделать очередной ход.

На игровой странице приведена диаграмма после очередного хода черных: 24. ... g7-g5, который указан в левом нижнем углу. Справа показаны данные участников: имена, фамилии, флаг страны с всплывающим идентификатором, рейтинг, оставшееся время и время прошедшее после хода противника (в формате дни:часы:минуты). Справа внизу запись партии, а после каждого хода в скобках указано время, потраченное на обдумывание. Если подвести указатель мыши к имени игрока, то во всплывающем окне можно посмотреть дополнительную информацию о нем и фотографию, если таковая имеется в 'личном деле'.

Ход можно сделать двумя способами. В первом случае, выбирается фигура, которой будет сделан ход. Страница перезагружается, и на диаграмме высвечиваются все возможные поля, куда можно передвинуть выбранную фигуру в данной позиции. Игрок указывает нужное поле, что опять приводит к перезагрузке страницы, где этот ход уже показан. Второй случай более удобен. Справа под диаграммой имеется список всех допустимых ходов, которые можно сделать в данной позиции. Достаточно просто выбрать из списка нужный ход и когда страница перезагрузится, он сразу будет показан на диаграмме.

В данной позиции я решил сделать ход конем 25. Кe1-d3. Выбираю его из списка и перехожу к следующему шагу (см. Рис.8.4.).     

И еще. Вверху есть значок с изображением кислой рожицы. Это ссылка для сдачи партии. Самый неприятный момент во всей этой истории.  

 
Рис. 8.4. Фрагмент игровой страницы. Шаг 2.

Ход еще не сделан, просто он показан на диаграмме. Вверху есть три значка. Левый, с изображением пешки - это возможность предложить противнику возможный вариант продолжения партии. Правый (ладонь) - это возврат на первый шаг. Если допущена техническая ошибка или игрок передумал делать показанный ход, то можно сделать отмену. Средний значок (галочка) - это подтверждение правильности хода и переход на третий шаг (см. Рис.8.5).


 
Рис. 8.5. Фрагмент игровой страницы. Шаг 3.

Третий шаг - заключительный, и здесь есть возможность возврата на первый шаг. На этом этапе можно предложить сопернику ничью, активизировав опцию 'Send move and offer draw', и послать ему сообщение 'Your message to your opponent:'. В соответствии с правилами хорошего тона надо эпистолы писать на английском языке.

Не надо пугаться. Незнание языка не является препятствием. Во-первых, шахматист в течение всей партии имеет право хранить молчание. Это, конечно, не очень вежливо, но не наказуемо. Во-вторых, достаточно иметь двустороннюю переводилку. Не стоит думать о других лучше, чем о самом себе. Большинство французов, испанцев, китайцев тоже не 'дуют по инглишу', но прекрасно друг друга понимают. Выручают программы-переводчики, для этого они и существуют.

Для того чтобы завершить процесс отправки хода, надо кликнуть по значку в виде конверта. Вот после этого ход считается сделанным. Страница вновь перезагрузится, но на нее можно только смотреть, сделать ничего нельзя. Активность перешла к сопернику.

Кроме турниров участники могут играть матчи из двух партий: одну белым цветом, другую черным. Выбрать соперника и послать ему вызов можно на странице 'Tournament Entry'. В нижней ее части есть большой список игроков. Надо только выбрать кого-либо. Другие участники тоже могут послать вызов вам. После того, как перчатка брошена, на странице 'Messages' появится сообщение об этом. Игрок может принять или отклонить вызов. В случае согласия партии будут активизированы, и игроки, играющие белыми фигурами, могут сделать первый ход.

На сайте - удобная статистика и архив. Таблицы всех турниров и тех, которые играются, и тех, которые уже закончены, есть на странице 'Tournament Tables'. Причем, можно посмотреть любую партию, любого игрока по состоянию на текущий момент. 

Список всех игроков можно посмотреть на странице 'Player List'.

В разделе 'Preferences' можно изменить личные данные (не все), закачать фотографию, проконтролировать личный счет, выбрать вид доски и фигур.

Подробная статистика по рейтингам находится здесь - 'ELO statistics'. Рейтинги пересчитываются один раз в два месяца.

Этих рекомендаций и пояснений вполне достаточно для того, чтобы начать играть на сайте www.chessfriend.com. Остается только пожелать всем успехов. 

8.4. Заочные шахматы и шахматные программы

Эта тема актуальна для пользователей домашних компьютеров. Серьезно заниматься шахматами на работе, в компьютерном клубе или интернет-кафе нельзя. Поэтому, заочные шахматы можно назвать 'домашними шахматами'. Подавляющее большинство шахматистов играют в заочных турнирах, используя исключительно домашние компьютеры.

Самый спорный вопрос для всех шахматистов-заочников такой: 'Корректно ли использовать шахматные программы в процессе игры?' Давайте попробуем во всем разобраться и ответить на этот вопрос.

Когда не было не только Интернета, но и самих компьютеров, заочно играли по переписке. Сам процесс анализа и нахождение лучшего продолжения проконтролировать нельзя. Играющий может делать анализ позиции самостоятельно, пользоваться шахматной литературой или получать консультации у других шахматистов. Это не считается зазорным, поскольку это естественно и является одной из составляющих заочной игры, по определению. В то время мне играть по переписке очень нравилось, несмотря на то, что было много сопутствующей рутинной работы: вести записи, хронометраж, осуществлять временной контроль, делать повторы заказными письмами, заводить архивы для каждого турнира, выставлять позицию, вручную двигать фигуры. Доводилось мне выполнять обязанности старосты, а там работы намного больше.

Когда у меня дома появился первый компьютер 'Агат', то там была шахматная программа, но она была настолько примитивна и 'слаба', что даже просто играть с ней было не интересно.

Первая шахматная программа, которую я стал использовать в заочной игре, была реализована на первых компьютерах линейки IBM. Это упомянутая выше компьютерная программа ChessMaster-2000 (СМ). В техническом плане играть заочно стало намного проще. Программа имела возможность сохранения записи партий и позиций, да и как спарринг-партнер при анализе она была хороша. Для ведения 'бухгалтерии' я использовал 'Editor', 'dBase' и 'Суперкалк' (суперкалькулятор) - это предки современных программ 'Word', 'Access' и 'Excel'. Кроме того, владея языками программирования 'Basic' и 'Pascal', писал прикладные программки на все случаи жизни.

Домашний компьютер в то время был исключительной редкостью. Давало ли мне использование СМ преимущество перед другими заочниками? Бесспорно да, но не в том плане, что я тупо отправлял ходы, сделанные машиной, соперникам, а в том, что у меня появилась возможность сделать анализ игры более эффективным. Просто у меня появился инструмент, который повысил КПД моих возможностей. Это как велосипед, который использует физическую силу человека, но позволяет передвигаться быстрее.

К сожалению, с развалом 'великого и нерушимого' тогдашние заочные турниры тоже развалились. Переписка попросту прекратилась, и в заочной игре у меня настал перерыв, который длился более 15-ти лет.

У меня нет выдающихся шахматных способностей. В реале мой потолок - I разряд, но теорией занимаюсь. В турнирах практически не участвую потому, что это 'не моя игра'. Я, скорее теоретик, чем практик, а сейчас в моде быстрые шахматы: укороченный регламент (по полчаса каждому до конца игры), швейцарка в семь туров, 3-4 игры в день. У меня просто не хватает 'дыхалки' выдерживать такой темп.

Вернул меня в мир заочных шахмат Альперт Александр Лазаревич, большое ему спасибо. По его совету я стал участником турнира РАЗШ для шахматистов первого разряда, потом начал играть на сервере iGame. Попробовал свои силы на chessfriend, включился в КРЕМ-4, подал заявку (через РАЗШ) на участие в XIV кубке ICCF. Короче так разогнался, что теперь не остановишь. 

Все это я рассказываю лишь для того, чтобы читатели поняли, что каждый шахматист, имеющий средние способности может, не выходя из дома, активно и успешно участвовать в турнирах самого различного ранга. Домашний компьютер позволяет пользователю раскрыть скрытые доселе возможности и полнее их реализовать. По большому счету надо просто больше выигрывать и меньше проигрывать. Для этого надо много работать и заниматься повышением своего теоретического уровня. Шахматный талант дается природой, поэтому поднять планку нам не дано, мастерству анализа можно научиться, а шахматные программы помогут сделать его применение более эффективным.

В заочной игре компьютер выполняет две функции: обмен информации и использование шахматных программ. С первым все ясно. Процесс обмена информацией не зависит от типа компьютера. Все находятся в одинаковых условиях, не смотря на то, что у одного дома стоит морально устаревший Р-166, а другой пользуется мощной навороченной компьютерной системой.

Остается второе - использование программ. Среди людей далеких от заочных шахмат бытует мнение, что сейчас соревнуются не люди, а шахматные программы. Это ошибочное мнение, которое сформировалось, как и большинство других, под воздействием СМИ. Действительно, мы свидетели того, что сам Гарри Каспаров терпел поражения от различных компьютерных программ. Отсюда ошибочный вывод: если один из лучших шахматистов Планеты проигрывает компьютеру, то простые смертные попросту не могут тягаться с шахматными компьютерными программами. Это не так. Во-первых, компьютеры и программы, с которыми играл Гарри Кимович, не идут ни в какое сравнение с ширпотребовскими. Разница между ними такая же, как у бортового компьютера орбитальной станции и калькулятора. Во-вторых, эти матчи не более чем реклама с элементами шоу (доску можно было увидеть, только надев специальные очки, ход объявлялся голосом). Будь у Каспарова возможность просто двигать фигуры на другой доске и делать экспресс - анализы, то результаты были бы совершенно другие.  

Но факт есть факт. Поэтому сформированное общественное мнение, что компьютеры играют сильнее человека. Как следствие образовалось два диаметрально противоположных направления использования шахматных программ.

Первое направление. Есть такие шахматисты, которые действительно тупо пересылают ходы, которые делают шахматные программы, как есть, без их анализа. Собственно их шахматистами назвать нельзя, это приложение к программе. Точнее ассистенты, которые выступают в роли транслятора. Мне не понятно, какой в этом интерес, наверное, меркантильный? Такие 'игроки' свято верят в то, что если найти 'самую сильную программу', то она у всех будет выигрывать и можно на этом нажиться, участвуя в турнирах с денежными призами. 

Второе направление. Ярые противники использования шахматных программ. Они считают себя истинными шахматистами. Они даже пытаются объединиться и играть в 'экологически чистые шахматы'. Смешно. Эти чудаки кичатся тем, принципиально не признают шахматные машины, а для сохранения партий, анализа и пересылки ходов используют программы типа ECTool. Во-первых, я не очень верю таким праведникам. Скорее всего, наоборот, говорят одно, а делают другое. Ну а если и есть такие фанатики, то они просто неадекватно воспринимают действительность. Это все равно, что заявить, что, мол, я принципиально не пользуюсь никакими видами транспорта, поскольку признаю только единственный способ передвижения - ходьбу.

Эти две крайности привели к тому, что разговоры об использовании компьютерных программ считаются, чуть ли не постыдными. Как у спортсменов-мышечников тема допинга - все принимают, но никто не сознается.

Истина, как всегда лежит посередине. Использовать шахматные программы можно и нужно, но не просто пересылать ходы сделанные машиной, а использовать программы, как инструмент для более полного и качественного анализа позиций. Потому что, только так можно с максимальной пользой использовать домашний компьютер при игре в заочных турнирах. Попробую это обосновать.

Механика процесса расчета вариантов и выбор очередного хода у человека и у машины разный. Шахматист определяет несколько наиболее перспективных продолжений и работает по этим направлениям. Допустимые, но 'глупые ходы' он просто игнорирует. Назовем это 'фильтр грубой очистки'. Но даже при этом необходимо представить себе и оценить множество позиций. Если на каждом шаге выбирать только три продолжения, то после четвертого хода надо дать оценку 81-й позиции. Многовато. Поэтому 'включатся фильтр тонкой очистки' и остаются несколько вариантов, которые просчитываются на возможно большее число ходов. График хронометража игры имеет пики на ключевых позициях. Это характерно для очной игры, где двигать фигуры во время обдумывания нельзя. В заочной игре можно все эти варианты проиграть и сделать оценку позиции не в уме, а глядя на диаграмму. Это значительно повышает качество игры.

Все шахматные программы используют один алгоритм игры. Просматриваются все возможные ходы на определенную глубину (7, 8, 9 и т.д.) и оценивается каждая позиция. Машина не может, как человек определить 'глупые' ходы потому, что компьютер не обладает интеллектом, но зато быстро считает. Когда заканчивается время на обдумывание или расчеты произведены на заданную величину, то машина делает ход. Пользователь может убрать временные и количественные ограничения, тогда компьютер будет 'думать бесконечно'. Несмотря на то, что компьютер просматривает все возможные ходы, некоторые продолжения он просто 'не видит', дает им заниженную оценку и не принимает в расчет. Например, тактические жертвы он находит, а вот на позиционную жертву не пойдет, поскольку она быстрых дивидендов не приносит. Кроме того, у компьютера полностью отсутствуют интуиция.

И у человека, и у компьютера есть свои плюсы и минусы. Человек и компьютер взаимно дополняют друг друга и представляют собой гармоничную эргономичную систему. Если сложить воедино все плюсы, то минусов останется мало, а система будет работать стабильно и эффективно.

Проведем аналогии. Очные шахматы можно сравнить с бегунами. И в шахматах, и в беге спортсмены могут рассчитывать только на свои возможности. Спринтерские дистанции - это блиц, стайерские - это остальные шахматные турниры с различными временными регламентами. Каждый силен в определенной области. Спринтер выиграет у стайера на стометровке и проиграет в беге на 5000 метров.

В заочных шахматах игрок использует машину, которая значительно увеличивает его возможности. Гипотетическая ситуация. Если в очной игре устроить матч между двумя равными по силе игроками, но одному дать возможность в процессе игры пользоваться для анализа компьютерной программой, то второй выиграет матч с разгромным счетом. Надо понять, что очные и заочные шахматы это разные вещи и устраивать подобные соревнования не имеет смысла. Это так же нелепо, как бегуну соревноваться в скорости с автомобилем.

Программы можно сравнить с болидами Формулы-1. Представьте ситуацию. На старт выходят трое. Первый это бегун, который в принципе отрицает использование всякого рода машин. Второй - на мощном болиде, но без руля. Третий - на исправной машине. После старта на прямом участке второй может обойти третьего, поскольку ему думать не надо, он просто давит на газ. Перед поворотом третий может сбавить скорость, посмотреть, как второй уйдет с трассы и закончит гонку в гордом одиночестве. О первом можно вообще забыть.

С этим вопросом разобрались. Ответ очевиден: шахматные программы можно и надо использовать как инструмент для более качественного анализа позиций. И ничего зазорного в этом нет.

Теперь о силе программ. Одни с пеной у рта доказывают, что Fritz-8 играет лучше всех остальных программ. Другие клянутся здоровьем тещи, что равных Tiger-14 в природе не существуют. Не стоит ломать копья. Успешная игра зависит не от силы шахматной программы, а от умения шахматиста максимально использовать ее возможности для детального анализа позиции. Опять аналогия с формулой-1. Не имеет значения, за какую конюшню выступает Михаэль Шумахер, на протяжении многих лет он первый.

Вывод: дело не в ТТД машины, а в том, кто ей управляет.

Одна и та же шахматная программа может давать разные оценки позиции в зависимости от установок. Можно сделать ее агрессивной или мирной. Изменив относительную силу фигур и сделав пешку более ценной, чем другие фигуры, мы получим необъективную оценку позиции. Следовательно, надо настроить программу таким образом, чтобы она не противоречила стилю шахматиста, и ее оценка позиции была максимально приближена к 'человеческой оценке'. Программа должна резонировать от шахматиста, как струна от камертона. Тогда будет полная гармония. Надо искать не самую сильную, а самую удобную программу.

О компьютерных шахматах можно говорить очень долго, но тех рекомендаций, которые приведены в этой главе вполне достаточно для того, чтобы начать движение вверх к шахматным вершинам. В добрый путь.

 'Авторскую версию статьи можно посмотреть здесь'

 Copyright © moscowinemoscowkomar2000@list.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3